На пленэр — в X век!
Нынешний год объявлен Годом культурного наследия народов России. При поддержке Салаватской картинной галереи художники южных городов Башкирии на протяжении последних лет активно выезжают на пленэры. Творческие встречи проводятся в живописных уголках региона и на промышленных предприятиях. Недавно, 2 июля, их очередной проект состоялся в Ишимбайском районе, в старинном селе Скворчиха. Там имеется своеобразный портал в прошлое: воссозданное новгородское подворье X века. Оно и стало новым местом притяжения деятелей искусства.
УНИКАЛЬНОЕ ПОДВОРЬЕ
История возникновения Скворчихи трактуется по-разному: по одним данным, её основали в 1742 (1745) году, по другим — в первой половине XIX века при Верхоторском медеплавильном заводе. Своё имя она получила в честь помещицы Татьяны Осиповны Скворцовой. Старожилы утверждают, что окрестные деревни Татьяновка и Осиповка также названы в её честь. Несмотря на солидный возраст, поначалу Скворчиха кажется обычным селением. Однако всё меняет уникальное древнеславянское подворье, возникшее здесь несколько лет назад. Максим Сувернев, студент истфака Стерлитамакского филиала БашГУ, с детских лет увлекался историей. Он решил воссоздать картину прошлого и в 2018 году ещё будучи школьником построил на родительском участке точную копию древнерусской избы X века. Рядом с ней появились овин и землянка — и всё по старинным технологиям. Частокол из заострённых брёвен придал комплексу завершённый вид, а за палисадом молодой человек соорудил кузницу и нашёл место для огорода.
Художники с большим интересом согласились поработать в необычном уголке русской культуры. Картинная галерея г. Салавата выступила организатором встречи. Заведующий учреждением Татьяна Пирковская и экскурсовод Лилия Василова раньше всех прибыли в историческую реконструкцию. Татьяна Сергеевна объяснила, что эту площадку специально выбрали в рамках Года культурного наследия.
— Лето для художников — самая желанная пора, время творческих поездок и возможность трудиться на пленэре — открытом воздухе. Для них рисовать с натуры — это всегда радость. Радость открытия, в первую очередь, себя, своих ощущений и эмоций от встречи с прекрасным творением — природой, — добавила искусствовед.
Подворье объединило мастеров кисти из Ишимбая (Надежда Вавилова, Вера Шаригина, Ильшат Даутов, Марат Губайдуллин), Салавата (Ренат Халиуллин, Ильнур Ильясов, София Сергейчева) и Мелеуза (Дарья Ковалец, Василий Исаев). Максим Сувернев вместе с друзьями Андреем Захаровым, Артёмом Бекмеметьевым и Татьяной Чуприяновой встретил гостей в национальной одежде и пригласил на экскурсию в своё детище. Обстановка была настолько правдоподобной, словно машина времени перенесла всех в тот период, когда наше государство ещё только зарождалось.
— Славянскими острогами я заинтересовался лет в 14, — вспоминает Максим Сувернев. — Это пришло от моей бабушки, она очень много рассказывала о старинном быте. И с тех пор вот уже шестой год увлекаюсь историей своего народа. Здесь построены различные хозяйственные сооружения, жилой дом, огород. Хутор разрастается и принимает максимально исторический вид. Его облик мы воссоздаём по новгородским находкам, находкам севернорусских земель. Это точная копия дома, который был тысячу лет назад.
Надежда Артемьевна поразилась, с каким трепетом молодёжь относится к своим корням, а Ренат Халиуллин даже почувствовал, что находится на съёмках фильма:
— То, что мы сегодня видим, превзошло все ожидания, — восхищается Ренат Хуснуллович. — Я думал, мы посетим музей с витринами, со старой утварью X века. А здесь — музей под открытым небом! Ты внезапно оказываешься во дворе старинного жилища. Но при этом присутствуешь не как зритель, который со стороны смотрит чей-то сценарий, а становишься участником этих действий. Тебя окружают лица в национальной одежде того века, и ты вливаешься в эту массу. Ребята как на подбор после большого кастинга! Молодые люди в народных костюмах вписываются настолько органично, что девушку можно без грима снимать в кино.
А вот Ильнур Ильясов похвалил Татьяну за доброту:
— Я нарисовал портрет карандашом — и он сразу получился — значит, хороший человек, — улыбается он. — Мне здесь очень нравится. Расслабляющая, уютная обстановка. Я как будто медитирую.
Художник признался, что ищет свой стиль в живописи. Не так давно при поддержке мэра города Игоря Миронова он отреставрировал в Салавате скульптурные композиции «Наука и космос» и «Мать и дитя». Кстати, в тандеме с Софией Сергейчевой. Она тоже поделилась своими ощущениями:
— Знала, что едем в Скворчиху, но было большой неожиданностью попасть на реконструкцию славянского быта. Я заинтригована, так как сама интересуюсь башкирским костюмом, люблю народный фольклор и традиционную одежду разных национальностей.
Дарья Ковалец долго искала подходящий сюжет:
— На относительно небольшой территории сконцентрировано множество интереснейших вещей, и остановиться на чём-то одном непросто. Для первого этюда я выбрала избу. Тем более, на крылечке нам позировала девушка в воссозданном костюме X века. Что-то удалось «ухватить», а остальные моменты можно будет дописать уже по фотографиям дома. И, конечно же, вернуться сюда ещё. Место настолько удивительное, что оно никого не оставляет равнодушным, — убеждена художница.
Вера Шаригина «спряталась» в овине. В этом году она стала мамой в четвёртый раз, но искусству по-прежнему уделяет особое значение. Между прочим, она-то и подсказала идею провести пленэр в этом подворье.
— Здесь тенёк, прохладно, — говорит она. — Много стульев — удобно с грудным ребёнком, и меня особо не видно. Я ведь кормлю малыша грудью — и он то и дело меня отрывает от любой работы. А когда зашла сюда и села, то разглядела, что здесь любой уголок живописен. В каждом собраны разные предметы старины. Мой дед Сергей Николаевич, ветеран войны, всю жизнь был плотником. Я выросла в Ромадановке и частенько заглядывала к нему в мастерскую, играла с молотком, забивала гвозди. Там были деревянные колёса, гнутые хомуты и много чего ещё. А тут, в овине, я увидела колеса, как в моём детстве, растрогалась: ну как не изобразить? Да ещё и плуг, и самодельные корзины…
Художники периодически отдыхали от творческого процесса за общим столом, пели песни, играли на гитаре. И даже успели покосить траву в поле. Вадим Шаригин, муж Веры Степановны, накормил всех вкусным пловом и ухой собственного приготовления.
Изначально пленэр должен был пройти не только у Максима Сувернева, но и в Свято-Варваринском женском монастыре. Но людей настолько увлекла историческая атмосфера, что ко второй части программы перейти просто не успели. Однако несколько человек всё же поехали в монастырь. Они посетили храм, где хранятся мощи Варвары Скворчихинской, набрали воды из святого источника. Марат Губайдуллин остался здесь писать этюд.
— Когда я приехал в Скворчиху, передо мной стояла цель написать церковь. Хоть я и бываю тут часто, храм и природа не перестают удивлять своей красотой в любую погоду. Мой ракурс был интересным: солнечная погода, да и выбранное место — безлюдное, спокойное и усыпанное полевыми цветами. Яркие лучи солнца позволяли рассмотреть в архитектуре всю конструкцию в целом. Писал маслом на холсте. Для усиления контраста и создания настроения использовал широкие мазки и насыщенный цвет мастихином, — рассказывает Марат Баязитович.
«БЕРЛОГА» ВМЕСТО АМБАРА
Время пролетело незаметно, и художники неохотно начали собираться домой. Оказалось, что недалеко от подворья есть ещё один необычный объект — мастерская «Берлога» Антона Войнова. С давних времён он увлекается резьбой по дереву, хотя его основная профессия совсем другая. Марина Сувернева пригласила всех посмотреть работы этого самобытного автора.
— В школе я занимался геометрической резьбой, — вспоминает Антон Николаевич. — Но спустя 20 лет решил попробовать вырезать фигуру. Так и увлёкся этим старинным народным промыслом. Также изготавливаю ложки и иногда панно. Свою мастерскую сделал из старого амбара, в котором раньше хранилось зерно. Это просто хобби, работаю от случая к случаю, когда позволяет время.
Художники даже не подозревали, что рядом живёт такой замечательный мастер, и порекомендовали ему участвовать в выставках.
День выдался очень насыщенным и подарил незабываемые впечатления. По словам Татьяны Пирковской, в этом году намечено ещё несколько пленэров. Вероятно, следующей локацией станет село Ишеево в Ишимбайском районе, где художники познакомятся с башкирским бытом. Не секрет, что Салават в последние годы заметно преобразился, а такие творческие поездки только укрепляют его культуру.
ДМИТРИЙ НИКУЛОЧКИН. Фото автора.