*«Наследие»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
 

Салават

МБУ К и И "Наследие"

453261, республика Башкортостан, город Салават, Первомайская улица, 18

Телефон

+7 (347) 635-77-59

Факс +7 (347) 635-77-59

Эл. почта sikm09@yandex.ru

Рeспубликанский музейно-этнографический проект "Халҡым телә - минә хаҡлыҡ теле..."

7 декабря 2020 г.

14 декабря в Башкортостане празднуется день Башкирского языка, который установлен Указом Главы РБ Р. Ф. Хабировым в целях сохранения, поддержки и развития башкирского языка.
Праздник отмечается ежегодно в день рождения великого башкирского поэта-просветителя М. Акмуллы.
В день башкирского языка Национальный музей РБ объявляет музейную акцию под названием "Халҡым теле - миңә хаҡлыҡ теле..." ("Язык моего народа - для меня язык истины"). Салаватсикй музей присоединяется к акции #ХалҡымТеле и готовит серию Интернет-публикаций об этнографических предметах, представленных в экспозиционных залах и хранящихся в запасниках с их описанием и характеристиками применения.

Давайте вместе знакомиться с этнографией башкирского народа!

Батман

Батман - это сосуд (кадка) для сбора мёда и хранения продуктов питания цилиндрической формы. Выполнен из цельного куска дерева методом долбления. Дно вставное, вбито металлическим гвоздём. По бокам имеются выпуклые отверстия для кожаного шнура. С помощью кожаной полоски батман крепился к поясу бортника, который забирался высоко по дереву к борти дикой пчелы для взятки меда. Его можно было использовать и для хранения вяленого мяса, курута в дальнем походе, тогда он крепился к седлу.
Пер. пол. ХХ века. Высота от 47,2 до 47,5 см, диаметр основания – 34 см. Батман является предметом экспедиционного сбора из д. Аскарово Бурзянского района РБ.
Подробнее об экспедиции читайте отчёт на официальном сайте учреждения: https://nasledie-salavat.ru/5513/12097/
На данном батмане нанесена тамга (на фото № 3 в верхней части).

Эйәр

"Эйәр" - седло."Айыу баш эйәр"- седло с медвежьей головой.
А точнее остов седла без подседельника и кожаной обтяжки, деревянный. Состоит из четырёх частей, скреплённых металлическими гвоздями. На передней луке вырезана голова медведя. На задней луке (сзади) – две полосы в форме полусфер.
Длина основания -57,9 см, ширина -34 см, высота -34,9 см. Материал и техника: дерево, металл, резьба по дереву. Первая пол. ХХ века. Использовалось в д. Аскарово Бурзянского района.
Музейный предмет является предметом экспедиционного сбора из
д. Аскарово Бурзянского района РБ.
Лучшим материалом для карскаса сёдел считалась берёза. Для придания особой прочности отдельные детали предварительно кипятили в солёной воде и хорошо просушивали, разложив в тени.
В горно-лесной части восточной и юго-восточной зоны края были свои мастера по выделке сёдел (эйәрсе), так как у кочевников-башкир они были в постоянном обиходе. В этих же районых встречались сёдла с изображением животных: утки, змеи, волка или , как в нашем случае, медведя.
Подробнее об экспедиции читайте отчёт на официальном сайте учреждения: https://nasledie-salavat.ru/5513/12097/

Ҡаптырма

"Ҡаптырма" (башк.- пряжка).
Пряжка для застегивания женской верхней одежды (елян) спереди под грудью, с двумя цепочками (сылбыр) из колец и листовидных пластинок. На центральном поле пряжки изображен цветок, обрамленный квадратом, украшенным полуовальными лунками, справа - три лепестка. Изготовлена из белого металла в технике чеканки.
Длина пряжки – 4,6 см, длина с цепочками – 15,2 см.
Вторая пол. ХIХ века. Принадлежала Галиуллиной Гульшакар Динисламовне, д. Аскарово Бурзянского района.

Елкәлек

"Елкәлек" - башкирское затылочное украшение с монетами для женских кос
Украшение состоит из узорной фабричной тесьмы, которая сложена пополам и сшита в трёх местах, образовывая отверстие для косы с двумя концами, на которые нашиты монеты Российской империи: золотник 1815 г. – 1 шт., золотник 1850 г. – 1 шт., полтина 1858 г. – 1 шт., год одной не читается. Все монеты отчеканены в Санкт-Петербургском монетном дворе. Украшение изготовлено в начале ХХ века, принадлежало Кульчиковой (в девичестве Аминовой) Умукамал Саляхитдиновне из д. Галиакберово Бурзянского района. Предмет является экспедиционным сбором.

Көбө

Көбө (гөбө) - кадка для сбивания кумыса (ҡымыҙ) с помощью мутовки. Выдолблена из цельного куска ствола дерева. Дно вставное.
Использовалсь для сбивания кумыса или масла.

Һандыҡ

"Һандыҡ" - это сундук (последняя фотография) для хранения праздничной одежды, семейных ценностей, предметов приданого, наследства. Пер. пол. ХХ века. Дерево, металл, чеканка по жести, роспись.
Описание узора: геометрические узоры – ромбы, расположенные решеткой по центру, прямоугольники по периметру пространства решеток, по краям - растительный узор на жести, которой обит деревянный сундук. На крышке сундука складывали постельные принадлежности (тюфяки, перины, подушки), перетягивая их для устойчивости и украшения декоративной лентой-перетяжкой (башк. "урын таҫмаһы"), выполненной в технике плетения, ткачества, вышивки, позднее – лоскутного шитья.
❗До перехода башкир к оседлому образу жизни и обустройства жилья по примеру татарского и русского населения сундук был, можно сказать, единственным предметом мебели в башкирской юрте.

Таҫтамал

Таҫтамал - Полотенце домотканое, холщовое. Башкортостан, пер. пол. ХХ века. Размеры полотенца: 331,7 х 48,5 см. Выполнено в технике двухцветное "браное ткачество".
Основа светло-серого цвета, на концах двухсторонний фактурный орнамент из красных ниток, расположенный тремя строгими горизонтальными рядами. Верхняя и нижняя полосы одинаковы по рисунку. Ведущий мотив центральной полосы - ромбы с отростками, производными от завитков бараньих рогов, башкирского «кускара».
В красный цвет нити окрашивали отваром из корня марены (или подмаренника), добавляя в красящий отвар древесную золу для усиления цвета. Праздничные и обрядовые полотенца выполнялись сложными орнаментами, многоцветными на красном фоне. Из обрядовых выделялись свадебные полотенца, которые дарились свату в знак согласия выдать девушку замуж, родственникам жениха от родни невесты – в знак обоюдного сговора. Повседневные и трапезные полотенца, к которым относится наш музейный экземпляр, выглядели скромно. Полотенце поступило в СИКМ из коллекции бывшего школьного музея школы-интерната г. Салавата.

Шаршау

Шаршау - занавес, отделяющий гостевую и кухонную половины жилья, домотканый. Центральное поле занавеса состоит из двух полос, сшитых между собой. С трех сторон пришита кайма, тканая в разноцветную полоску. Выделенные цветом полосы на кайме украшены маленькими шестиугольниками с заключенным в них ромбом в типе “цветка”.
Башкортостан, вторая пол. ХIХ века. Сочетание растительной и шерстяной нити, браное и выборное ткачество, счётная вышивка. На центральном поле занавеса - вертикальные полосы с производными от «кускарных» узоров ромбами внутри крупных шестиугольников, между ними вертикальные полосы шестиугольников мельче. Использованы характерные башкирские цвета: белый, черный, зеленый, красный, желтый; нехарактерные: розовый и серый. Экспонат поступил из фондов бывшего школьного музея школы-интерната г. Салавата.
- Счётная вышивка-швы и стежки в данном виде вышивки прокладываются по счёту нитей, на основе чего строится рисунок.
- Кускар (улитка, завиток) - узор в виде парных завитков, который часто интерпритируется как изображение рогов барана, скотоводческого символа плодородия.
- Браное ткачество. При создании узора в браном ткачестве используется два утка, один с основной уточной нитью, формирующей тканое полотно, другой с цветной (узорной) нитью, формирующей рисунок.
- Выборное ткачество-вид узорного ткачества.

Балаҫ

Палас (башк. - "Балаҫ"). Палас с кистями по краям, нашитый на кошму (кейеҙ - войлок) белого цвета. К узким сторонам кошмы пришиты дополнительные надставки. Кошма закреплена к паласу по центру и по узким краям белыми нитками. Узор паласа - полосной («шесть продольных полос»/«девять продольных полос»). На фоне основного красного тканого полотна - орнамент, который состоит из узких полосок (от 1 до 3 см.), прочерченных точечным пунктиром. В расцветке использовано 5 цветов: красный, синий, бирюзовый, жёлтый, белый. Продольно-полосатый орнамент – отличительная особенность юго-восточных паласов. Длинная сторона паласа с одной стороны обшита несколькими лоскутками красной ткани различной выработки. Обшивка узких сторон паласа произведена с помощью чёрной ткани.
Длина - 216,5 см, ширина -110,5см (в самом широком месте). Материал: баранья шерсть, пряжа шерстяная, ‼скрученные нити толстой конопляной пряжи (башк. "ҡиндер") домашнего прядения и крашения.
</div>
    </div>
    <div class=

Наверх
Мы используем cookie
Во время посещения сайта nasledie-salavat.ru вы соглашаетесь с тем, что мы
обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее https://nasledie-salavat.ru/30865